О маркировке молочной продукции

31

Обязательная маркировка стартовала в России в 2019 году с непродовольственных товаров, а в 2021 добралась и до продуктов. Первой маркируется бутилированная питьевая вода – с 1 мая 2021 года.

31 мая 2021 года вышло Постановление Правительства РФ №843, которое упрощает работу с маркированной молочной продукцией для всех участников оборота.

С 20 января 2021 года началась маркировка молочной продукции в добровольном режиме. А срок введения обязательной маркировки подошел 1 июня 2021 года. Процесс будет поэтапным. Он займет минимум 3 года и должен закончиться к 2024 году.

Пока это самый длительный процесс введения обязательной маркировки. Связано это в первую очередь с тем, что у молочной промышленности разнообразный ассортимент товаров, разные сроки хранения и есть своя специфика производства.

Предусмотрительным участникам оборота эксперимент позволил отработать способы нанесения и считывания маркировки, продумать нужное оборудование и протестировать его, наладить взаимодействие с государственной информационной системой мониторинга сведений о передвижении маркированных товаров (ГИС МТ) и с другими участниками.

Если вы не принимали участие в эксперименте, у вас есть еще один шанс подготовиться к выполнению нового требования.

Немного информации о системе маркировки

Создателем и единым оператором цифровой маркировки в России является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Контроль над передвижением всей маркированной продукции ведет единая национальная цифровая система маркировки «Честный Знак», разработанная ЦРПТ. В «Честном знаке» виден весь путь каждого товара, начиная с производства (либо ввоза на территорию России) и заканчивая его покупкой конечным потребителем.

Каждый товар маркируется специальным кодом идентификации – Data Matrix. Он обошел своих соперников (линейные и QR-коды, RFID-метки) по всем важным показателям. Его главные преимущества – большая емкость и высокая степень защиты. Выпуском цифровых Data Matrix кодов занимается ГИС МТ.

Кстати, во время добровольного режима ГИС МТ предоставлялись коды бесплатно, но уже с 1 июня 2021 года один Data Matrix код стоит 50 копеек (без НДС). Цена заморожена на 15 лет. Расходы на оплату кодов несет производитель.

В процессе оборота маркированной продукции участвуют производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовики и розница. Однако при маркировке молока появляется еще один участник оборота – общепит.

Главные цели маркировки – дать потребителю безопасный продукт и сделать рынок прозрачным. И поможет в этом еще и общественный контроль. Теперь проверить качество покупки может любой человек с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак». Надо только отсканировать Data Matrix код своим смартфоном и вся информация о товаре моментально отобразится на экране.

Маркировка молока и молочных продуктов осуществляется только в том случае, если товары изготовлены и упакованы промышленным способом на любом этапе производства. Первыми под обязательную маркировку попадают сыры и мороженое.

Какая молочная продукция не маркируется

· Товары в единичной упаковке товары весом менее 30 граммов.

· Питание для детей до 3-х лет.

· Специализированное и профилактическое питание.

· Разливные или развесные молочные продукты, которые упаковываются непосредственно при розничной продаже. Они выводятся из оборота по параметру «продажа на развес» в течение трех дней после реализации.

· Фруктовый лед и десерты без молочных жиров и белка.

· Молочные продукты, которые произведены до даты начала обязательной маркировки. Участники каждого этапа реализуют их до конца срока годности.