Для чего создается ТОС

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Давайте разберемся. Формы гражданской самоорганизации по месту жительства именуются территориально-общественным самоуправлением (ТОС). Подобные организации нужны для прямого участия населения в реализации местного управления на разных уровнях: муниципальном, районном, домовом и т. д. ТОС создается в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проводятся специальные конференции и собрания, на которых решаются вопросы разной степени важности.

Входить в ТОС могут граждане, достигшие 16 лет, а также имеющие возможность избираться в состав ТОСа или избирать кого-то другого. Создается своеобразное социальное партнерство населения и власти, при котором отсутствует посредник, как это возможно при работе с ЖЭКом и ЖКХ. По сути, граждане самостоятельно организуют свое жилище, двор и придворовую территорию. Такая возможность закреплена на конституционном уровне, а также многими федеральными законами. Органы ТОС входят в систему местного самоуправления. Следовательно, его члены наделены определенной долей власти. Представители самоорганизации сами решают локальные проблемы, а также принимают на себя определенные обязанности.

История ТОС в РФ                     

В советской России местного самоуправления в сегодняшнем представлении не существовало. Были общие собрания деревенских жителей, сельские комитеты, товарищеские суды, собрания представителей с каждой улицы, квартальные комитеты и многое другое. Однако обслуживались все представленные инстанции жилищно-эксплуатационной конторой (ЖЭК). Деятельность ЖЭКа носила всеохватывающий и массовый характер. Этот орган сохранился и по сей день. В законе "О местном самоуправлении" 1991 года строго регламентирована их профессиональная деятельность. Кроме того, Советский Союз предполагал наличие и функционирование добровольных народных дружин, которые, по сути, имели возможность помогать ЖЭКу.

В России ТОСы появились только в 1995 году. Согласно закону, эти органы не входят в состав ЖЭКа и не носят массового характера. На данный момент ТОС определяется как самоорганизационная гражданская инстанция, расположенная на определенной территории муниципального образования. ТОС может реализовываться селом, жителями подъезда, многоквартирным домом, совокупностью домов, отдельным микрорайоном или иными территориальными образованиями.

На сегодняшний день понятие территориального общественного самоуправления известно далеко не всем россиянам, согласно статистике, лишь 39 % от общего населения. И это далеко не лучший показатель. Граждане обладают недостаточной правовой культурой, из-за чего вынуждены терпеть не самую качественную работу ЖЭКа.

Зачем нужен ТОС?

К сожалению, далеко не всем российским гражданам известна даже расшифровка аббревиатуры ТОС. С чем может быть связан столь низкий уровень ознакомленности с одним из видов самоорганизации? Скорее всего, население попросту не знает о пользе ТОСа. Какие у этой системы могут быть преимущества?

ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания. Благодаря деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.

Создание территориального самоуправления жителями конкретного населенного пункта может поспособствовать скорейшей реализации всех предложений и идей. Организовавшиеся в ТОС граждане имеют возможность вносить на рассмотрение свои пожелания, после чего заниматься их достижением на практике. Как правило, все идеи носят локальный характер, а потому могут быть полезны и для других граждан. Проживающие рядом люди поддерживают друг друга в реализации отдельных инициатив, а потому развитие населенного пункта происходит довольно быстро. Подобное вряд ли можно организовать во взаимоотношениях с ЖЭКом: как правило, его представители заняты куда более важными делами.

Какие вопросы наиболее часто поднимаются в рядах представителей ТОСа?

Это благоустройство места проживания, организация спортивных или детских площадок, сохранение культурного наследия, ликвидация свалок, проблема экологии и многое другое. К тому же у представленной формы самоорганизации есть одно существенное достоинство: все предложения, направленные от организации в органы местного самоуправления, обязательно должны быть рассмотрены.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

- иные территории проживания граждан.(несколько улиц населенного пункта)

Функции ТОС

Чем занимаются граждане, входящие в систему территориального общественного самоуправления? К их исключительным полномочиям относится: принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; разработка и утверждение сметы расходов и доходов ТОСа, формирование отчета о качестве исполнения такой сметы; установление структуры ТОСа, формирование плана о самоуправлении; избрание органов ТОСа; своевременное рассмотрение и принятие отчетов о деятельности ТОСа.

Целью рассматриваемых органов должно быть представление интересов населения, обеспечение исполнения их решений, принятых на собраниях и конференциях. Должна качественно реализовываться хозяйственная деятельность, касающаяся благоустройства той или иной территории. В каждом территориальном образовании должен присутствовать устав ТОСа. В этом документе должны быть зафиксированы следующие моменты: способы и порядок принятия решений; территориальное образование, на котором должны осуществляться функции; порядок формирования и прекращения обязанностей и полномочий, а также установление срока их действия; задачи, формы, цели и основные направления работы ТОСа; причины для прекращения работы ТОСа, а также порядок ликвидации организации; способы приобретения собственности, порядок распоряжения и пользования ею. Согласно статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, дополнительные требования к организационному уставу устанавливаться органами местного самоуправления не могут.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;

2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;

3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;
4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;

5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;
6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;
7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;

8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;
9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;

10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;

11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;

12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;
13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;

14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии. Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории. Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС для осуществления отдельные муниципальные полномочия.

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Польза ТОСа

В зависимости от того, где именно образован ТОС, одинаковая польза от него очевидна как для субъектов федерации, так и для муниципальных образований. Стоит классифицировать основные преимущества рассматриваемой системы. В конкретном российском регионе ТОС может обладать следующими достоинствами: Наличие гарантии активизации правильным образом настроенного электората и всего гражданского общества в целом. Отныне люди полагается не только на ЖЭК, но и на самих себя. Наличие эффективных рычагов управления отдельными территориями. Использование инструментов по актуализации, выявлению и мобилизации собственных внутренних резервов. Возможность самостоятельно управлять бюджетными средствами, грамотно расходовать их на достижение приоритетных целей и задач. Использование механизмов по коррекции и мониторингу общественного мнения.

Для муниципального образования, в том числе для сельского поселения, плюсы также очевидны. Здесь стоит выделить:

выход муниципального образования из зависимости от финансовой конъюнктуры, возможность действовать самим, без опоры на малоэффективные государственные инстанции; возможность самостоятельно, а потому качественно управлять социально-экономическим развитием муниципалитета;

наличие гарантий участия местных жителей в решении территориальных проблем; полный контроль органа местного самоуправления за расходованием ТОСом выделяемых средств.

Конференции и собрания

Согласно закону "О местном самоуправлении", статье 27, территориальное общественное самоуправление должно иметь высший орган. Как правило, таким органом является конференция или собрание. Собирается высший орган не реже одного раза в год. Принимать участие в нем могут только достигшие 16 лет граждане, проживающие на подконтрольной ТОСу территории.

В пункте, население которого составляет не более 300 человек, проводится собрание. В нем должно принять участие минимум 100 делегатов. В противном случае формирование высшего органа будет признано несостоявшимися. Если же численность на отдельной территории превышает 300 человек, то стоит провести конференцию, в которой должны участвовать отдельно избранные представители. Возможно также заочное голосование путем сбора подписей за ту или иную инициативу. На конференциях или собраниях решаются наиболее важные вопросы, касающиеся территориального самоуправления. Это, например, формирование и принятие устава, внесение в него изменений, определение основных направлений деятельности, утверждение финансовых смет и планов, написание и подача обращения в органы местного самоуправления и т. д.



Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Администрация Кашарского района